Графика звука
Графические партитуры, тексты, видео
Выставка
Музей нонконформистского искусства, Большой зал
Участники выставки: Юрий Акбалькан, Дмитрий Бурцев, Владимир Горлинский, Сергей Загний, Дмитрий Курляндский, Алексей Наджаров, Сергей Невский, Марина Полеухина, Марк Коммер, Владимир Раннев, Олеся Ростовская, Николай Рубанов, Татьяна Симонова, Алексей Сысоев, Борис Филановский, Сергей Хизматов, Николай Хруст, Александр Чернышков, Кирилл Широков, Дмитрий Шубин.
Графика звука - это выставка графических партитур современных российских композиторов. Впрочем, скорее здесь речь идет о нетрадиционной нотации в широком смысле, поскольку включает в себя не только графические, но также видео- и текстовые нотации.
Дмитрий Шубин, создатель и куратор проекта, начал собирать графические партитуры в 2014 году, тогда же в Государственной Академической Капелле состоялась и первая выставка проекта. В настоящее время коллекция экспонируется в Санкт-Петербургском Музее звука.
В самом общем смысле, под графической нотацией понимается репрезентация музыки с использованием визуального языка вместо (или наряду) с системой традиционной музыкальной нотации. XX век стал эпохой переосмысления главных музыкальных категорий (звук, звуковысотная система, время, пространство); переосмысливались и формы записи музыки. Так появились экспериментальные (различные неунифицированные) формы письменной фиксации музыки, все более широко использовавшиеся в сочинениях ХХ века и по сегодняшний день.
С развитием музыкального языка в ХХ веке графическая нотация получила мощный импульс к развитию; графические произведения встречаются у таких композиторов, как Джон Кейдж, Корнелиус Кардью, Кристиан Вольф, Эрл Браун, Карлхайнц Штокхаузен и др. В 1968 г. Джон Кейдж выпустил целую книгу "Notations", составленную из графических партитур; параллельно с изданием книги была проведена также первая в мире выставка графических произведений современных композиторов.В начале XXI века выходит книга "Notations 21", составленная канадской исследовательницей Theresa Sauer; в настоящее время это активно развивающийся проект, в который входит как постоянно расширяющееся собрание графических нотаций, так и регулярные выставки проекта в разных странах - Канаде, Великобритании, США и др. Российские композиторы, начиная с 60-х гг., также активно экспериментировали с графикой; близкие вещи можно обнаружить и в наследии русского авангарда. Однако надо заметить, что в вышеупомянутых собраниях Джона Кейджа и Терезы Соуэр российские композиторы не представлены вообще.
Говоря о нотации, в первую очередь следует воспеть славу великому итальянцу Гвидо д’Ареццо (990–1050), который, собственно, и изобрел ту систему записи музыки, которой — с различными добавлениями и улучшениями — мы и пользуется по сей день. Проблема, однако, заключается в том, что за тысячелетие, прошедшее с того времени, наше восприятие мира — и, соответственно, звука в нем — несколько изменилось. Термины «геометрия» и «геометрия Евклида» перестали быть синонимами, земля перестала покоиться на трех китах, а аристотелева логика убедительно доказала, что не является единственно верной. Системы письма лишь следуют за происходящим. Современная "звуковое письмо" — это фиксация модальностей, система нечеткой логики, язык описания, в котором означаемое и означающее находятся в сложных и не всегда кодифицированных отношениях. Изменился мир, изменился звук и изменились способы фиксации этого звука. Графическая нотация — как раз об этом.